Рынок частных медицинских услуг: санаторно-курортные организации
Итоги 2022 года и перспективы.
Компанией ResearchView был проведен анализ данных ранее проведённых исследований рынка частных медицинских услуг в России в категории санаторно-курортного лечения с целью определения, какие изменения произошли на рынке в 2022 году и какие перспективы ожидаются.
В 2022 году в санаторно-курортных организациях россияне отдохнули более 6 миллионов раз. Наиболее популярными регионами, в которых останавливались отдыхающие, оказались Южный федеральный округ (Краснодарский край), Приволжский федеральный округ и Центральный федеральный округ.
Динамика численности санаторных организаций в России по итогам 2022 года показывает небольшой спад в 1,5%, а по отношению к 2018 году их число сократилось на 0,7%. В целом, эти незначительные колебания в числе СКО говорят о стабильной ситуации на рынке.
Доходы санаторно-курортных организаций в 2022 году составили 184,7 млрд руб., что на 18,5 млрд. больше (+11%), чем в 2021 году, и в целом более чем на треть больше, чем шесть лет назад. Среднегодовая динамика оборота санаторно-курортных организаций за период с 2017 по 2022 годы составила +6,4%. Что касается стоимости проживания, за период 2018-2022 гг. пребывание в санаториях подорожало на 28%, а в 2022 году по отношению к 2021 году стоимость увеличилась на 18,2%, по состоянию на июль месяц каждого года.
По сравнению с 2021 годом, когда средняя загрузка санаториев в России составляла 42%, в 2022 году популярность отдыха и оздоровления в здравницах все более возрастала. Лучшие объекты были загружены существенно выше среднего, их среднегодовая заполняемость превысила 70-75%, а в летний сезон доходила до 95-100%.
На развитие санаторной отрасли за последние два года повлияли сразу несколько факторов – это и отложенный спрос после снятия ковидных ограничений, и снижение реальных доходов у населения. Кроме того, государство продолжает поддерживать субсидиями санаторно-курортную отрасль, а в связи с трудностями получения зарубежных виз и закрытием границ, россияне все больше ориентируются на внутренний туризм, в том числе на отдых в санаториях.
Это подтверждается и ростом выручки крупнейших санаторно-курортных организаций в 2022 году: АО «РЖД-Здоровье» повысил выручку до 5,4 млрд. руб. (+20% к 2021 г.), санаторий «Южное Взморье» – до 2,5 млрд. руб. (+16%), а курорт «Белокуриха» – до 2,4 млрд. руб. (+35%).
В последнее время набирает популярность новое направление санаторно-курортной отрасли – Medical SPA или медицинское СПА. Его главное отличие заключается в комплексном подходе к оздоровлению всех систем организма, который сочетает высокие медицинские технологии и прогрессивные методы диагностики и терапии с расслабляющими SPA-процедурами, и в целом ориентирован на превентивную терапию для минимизации рисков развития заболеваний.
Сегодня рынок Medical SPA находится на начальной стадии развития: 38% рынка составляют предложения в верхней ценовой категории «5 звезд», 62% – в категории «4 звезды». В топ-3 Medical SPA отелей входят Mriya Resort & Spa с выручкой 4,5 млрд. руб. в 2022 году (-26% к 2021 г.), санаторий «Заполярье» 3,2 млрд. руб. (+31%) и Bridge Resort 2,7 млрд. руб. (+10%).
Ключевые тенденции рынка:
Восстановление рынка после пандемии, но медленный рост из-за снижения реальных доходов большинства россиян, постоянного подорожания санаторно-курортных услуг и закрытия аэропортов в ЮФО;
Ослабление национальной валюты может привести к повышению стоимости лечения за границей и, соответственно, еще большей привлекательности внутреннего туризма. Уже в 2023 году средняя загрузка российских санаторно-курортных объектов может выйти на ~50%.
В 2023 году в санаторно-курортной отрасли запланировано открытие 30 новых объектов с общим объемом финансирования около 200 млрд. рублей, что может считаться настоящим рекордом для последних десятилетий.
Специалисты агентства ResearchView, имеющие большой опыт работы по исследованию медицинских, санаторно-курортных и других сегментов рынка, готовы помочь вам в активном изучении этих и других растущих рынках.